Внедрение станков с ЧПУ

Массовое внедрение станков с ЧПУ в период с 1968 по 1973 гг. — период наивысших темпов производства широкофюзеляжных самолетов и двигателей к ним — объясняется высокой эффективностью такого оборудования.

Эти станки позволяют изготавливать детали повышенных габаритов с высокой точностью исполнения. Помимо этого, при использовании их сокращаются издержки производства за счет уменьш кия расходов на заработную плату производственного персонала. Так, многооперационный станок с ЧПУ по производительности эквивалентен примерно 10 обычным станкам. В связи с этим на стадии предварительного проектирования широкофюзеляжных самолетов было принято решение осуществлять производственные one рации основных компонентов самолета (лонжеронов, шпангоутов -стрингеров, обшивки и т. д.) в основном на станках с ЧПУ.

В программу получения максимальной экономической эффективности от разработки и производства самолета на фирме «Боинг» входила задача выбора места для строительства нового завода по, производству и сборке самолета В-747.

В основу выбора был положен комплекс следующих факторов:

  • наличие поблизости взлетно-посадочной полосы длиной 3000 м;

  • наличие железной дороги;

  • низкий уровень налогов;

  • низкая стоимость земельного участка;

  • наличие квалифицированной рабочей силы.

Из 78 городов выбор пал на г. Эверетт (штат Вашингтон), так жак место, выбранное для строительства завода, в максимальной степени отвечало перечисленным требованиям.

Сложность производства широкофюзеляжных самолетов заставила фирмы перейти к широкой автоматизации планирования, расчетов и диспетчирования производства на базе применения ЭВМ и новой техники, (дисплеев, регистраторов, средств связи).

Интересы повышения эффективности производства самолетов В-747, DC-10 и L1011 потребовали провести ряд мероприятий по повышению квалификации кадров. Так, в США высокая квалификация кадров рабочих и инженеров достигается путем специального обучения (для рабочих фирмы «Боинг» обязательна 70-часовая программа обучения выполнению операций по изготовлению широ- кофюзсляжиых самолетов) и закрепления кадров на необходимый <шок работы. Стаж работы значительной части неувольняемых рабочих и инженеров на одной фирме достигает 20 и более лет.

Технический уровень производства самолетов на фирмах «Боинг», «Макдоинел — Дуглас» и «Локхид» достаточно высок, технология стабильна, а применяемая оснастка и оборудование позволили обеспечить достижение требовавшегося по расчетам прибыльности уровня трудоемкости производства.

Удельная трудоемкость производства широкофюзеляжных самолетов в расчете на 1 кг массы ниже удельной трудоемкости производства самолетов с узким фюзеляжем, но не более чем вдвое. Это объясняется большим объемом ручных работ, а также тем, что для выполнения требований по обеспечению высокого ресурса (30— 60 тьгс. летн. ч) и всемерного уменьшения объемов ремонта самолетов в эксплуатации необходимо более тщательное исполнение и 100%-ный контроль всех производственных операций.